Wiki Маршруты.ру

6.28
1501
10.5
-Чаек-п.Башканды-р.Кара-Кичи-подъем на пер.Кара-Кичи -ст.6 (выс.2930м)
64.5
7.30
2540
12.6
-р.Болгарт-горячие ист.Джилусу -подъем на пер.Тон-ст.10 (выс.3517м)
37.8
857
3.47
3517
9.9
-пер.Тон (4023м)-Боконбаевское -Каджи-Сай-ст.11 (Иссык-Куль)
61.6 (27-а)

2150
16.3
17*
-подъем на пер.Кок-Айрык (высота 3500 м)
1350
2.57
710
21.2
Алма-Ата, осмотр города/Большое Алмаатинское оз.
47/100-а

Алма-Ата, велопробег, по городу в аэропорт
47-а

781.4-грунт
610-асфальт
Всего: 1391
17151

Начало. Десант в Алма-Ате.

Бишкек Бишкек
Ночевка 1 Ночевка 1
"В начале было слово"...
Вынырнуло сочетание "Тянь-Шань" на форуме, потом вроде стерлось в будничных заботах, но где-то все же зацепилось, тянулось, выжидало, чтобы потом решиться.. И вот я стою на выходе из офиса авиакомпании с билетами, сама еще не веря в реальность сделанного. Кажется, что до похода еще так много времени, а потом вдруг обнаруживается, что счет идет на недели и уже дни. Сборы, предстартовый мандраж оправдан, походов такой сложности в копилке еще нет. Что ждет? Страшно и интересно :)

0 день/2 июля
- Алма-Ата - 21 км

С перелетом из Москвы проблем не было, велики разобраны, сняты оба колеса, все примотано-перемотано во избежании поломок. Велосипеды пошли в багаж как дозволенные 20 кг на пассажира, никаких проблем в Москве с этим не случилось.
4 часа перелета (всю ночь) и при надвигающейся грозе мы приземлились в аэропорте Алма-Ата.
Обратная операция по разбору багажа нас несколько озадачила: у Вали на колесе выбита спица, на моем переднем немного погнут диск тормоза. Но если это мы довольно быстро исправили, то отсутствие рюкзака Виталика не поддавалось объяснению, а в нем можно сказать все: палатка, одежда, спальник.. После долгих выяснений и звонков в Московское представительство ТрансАэро оказалось, что рюкзак остался в Москве, и его могут выслать к утру следующего дня.
Так наши планы изменились в первый раз: вместо переезда в Бишкек в этот день мы остались в грозовой Алма-Ате, плывя по улицам города в поисках приюта и попутно осматривая спортивные магазины на предмет снаряжения (на всякий случай).
Заселились в гостиницу при автовокзале "Сайран", с усталости завалились спать, не слыша даже грандиозную грозу за окном.
Чуть позже прилетел пятый участник похода, Костя из Самары.

1 день/3 июля. Алма-Ата -/авто/-Бишкек - Кара-Балты - ст.1. 81.5 км. Ясно. +30

С утра поиски машины в Бишкек, в итоге договорились на две: для велосипедов и для нас. Три часа езды, и мы на месте, точнее на границе с Кыргызтаном, дальше уже своим ходом. В городе поменяли деньги (курс тенге 1:1.5) и, все время имея уклон вниз, скатились по хорошему асфальту вдоль всего города по пр.Чуй, и дальше все вниз и вниз по Чуйской долине.
Когда въехали в Кара-Балты уже начало темнеть. На кольцевой площади повернули налево, и начался наш первый не сильно видный в темноте тягун наверх.
По карте где-то недалеко есть ручей или что-то подобное, точнее сказать трудно, но заночевать уже очень хочется :). Съехали на щебенку, поплутали и просто остановились под какой-то стеной, благо рядом обещанная картой вода - арык. Утром оказалось, что встали неподалеку от местного аэродрома с несколькими самолетами..
Перевал Тео-Ашуу. Глаза боятся - ноги крутят.

Подъем на перевал Тео-Ашуу Подъем на перевал Тео-Ашуу
Осыпи на дороге Осыпи на дороге
Тоннель-перевал Тоннель-перевал
Придорожные юрты Придорожные юрты
2 день/4 июля. ст.1-Болты-Чор - пер.Тео-Ашуу - спуск - р.Суусамыр. 82.5 км. Ясно, до +39.

По асфальту докатили до п.Болты-Чор, заправились мороженым и водой и начали дело всего дня - подъем на перевал Тео-Ашуу 3200 м.
Длиннющий, вытянутый сквозь горы серпантин, петли дороги сложены как веревка в распустившемся мотке. Жарко, тягуче, умопомрачительно и бесконечно... Оглядываясь назад с трудом осознается, что еще недавно мы ехали так далеко внизу.
Машины, особенно грузовые, ползут еле-еле и периодически стоят отдыхают, как и мы. Подъем продолжался 56 км, из которых около 40 км со средней скоростью 14-15 км/ч, последние 16 км -  с 5-6 км/ч. Пьем и едем, пьем и едем. Еды мало, на второй половине подъема заголодали, так как завтракали в 9 утра.. За почти 6 часов подъема мы подобрались наконец к тоннелю-перевалу. Набрали 2277 м высоты.
У тоннеля краткий отдых в ожидании, когда нас пропустят. Здесь заметно прохладнее +16, хорошо, есть время даже поваляться на коврике )))
Трех-километровый тоннель освещается слабо, но с вентиляцией (раньше и такой не было), половина пути имеет заметный подъем, а потом спрямляется, покрытие плохое.
12 км спуска пролетели как-то слишком быстро, с обгоном автотранспорта, главное не пролететь развилку на Суусамыр. Здесь много юрт, в которых продают кумыс и еду. Мы заценили по достоинству шорпо и манты, выдули немало зеленого чая :)
Несколько осоловевшие от еды, отъехали недалеко от дороги и встали у речушки Суусамыр, где неожиданно оказались в комарином царстве.
К перевалу Кырк-Кыз

Вниз с перевала Кырк-Кыз Вниз с перевала Кырк-Кыз
Спуск с перевала Кырк-Кыз Спуск с перевала Кырк-Кыз
3 день/5 июля. р.Суусамыр - р.Кекемерен - Кызылой. 66 км. Ясно, +33.

В селе Сумыр три магазина с крайне ограниченным выбором: печенье, пряники, рыбные консервы, шпроты, кукуруза, рис, макароны, сахар...
Недолгое чаепитие под прикрытием деревьев на берегу шустрой речки и вверх, на перевал. Дорога каменистая, валунистая, черт знает какая, таких вообще будет преобладающее большинство на нашем пути.
Ехалось сначала вообще никак, извилистый серпантин, жара (так как стартовали почти в 11 часов). Ребята меня периодически ждали, а потом немного разгрузили (- 1 кг палатки и сублиматов). Сколько мыслей проносилось в голове, когда заталкивала груженый велосипед под палящим солнцем в гору.. Господи, куда я вписалась, нафига это было нужно и т.д. и т.п. :)))
Крутить педали вообще можно было не везде, очень крутые подъемы, идем пешком. Дорога наконец вылезла из низины и пошла подниматься по ущелью. С гор то и дело сбегают ручьи, так что недостатка в воде нет. Через некоторое время вкатилась, к тому же стало чуть прохладнее из-за редкой мороси, и уже до места остановки, километров 6 ехала с передачами 1-1, 1-3. Теперь моя очередь ждать ребят, а пока осматриваю место: очередной ручей с грохотом пересекает дорогу, рядом маленькая поляна с камнями в траве. Вскоре появились ребята, но не одни, а с дождем.
Подъем планировался до высоты 2600 м, а уже оказалось 2760, и время подбирается к 7 часам. Решали, голосовали и так и этак как поступить дальше, в итоге бросили жребий - идем дальше. Только стронулись, ливень усилился, все-таки не пускают пока нас дальше, остаемся. Быстро раскинули лагерь, тут и местные нарисовались, звали на чай (они оказывается стояли прямо для косогором), но мы, люди пока неопытные, отказались.
Первый раз обратили внимание на необычных собак, очень напоминающих гончих. Таких мы потом видели часто. Оказалось это редкая порода!
Сегодня первый раз приготовили сублимированное мясо, вкус, надо сказать, весьма своеобразный, по виду и запаху так сухой кошачий корм :) (Костя хвалился, что его кот весьма одобрил этот продукт :) ).
Пока ужинали в палатках грозу вроде пронесло дальше по ущелью, но спать придется все равно шумно - река под ухом. Небо расчистилось. Температура упала до +7.
Дождливые перевалы и аховые глины

Туры на перевале Туры на перевале
Впереди с.Анкелот и аховые глины Впереди с.Анкелот и аховые глины
Аховые глины Аховые глины
Вниз с перевала Кырк-Кыз Вниз с перевала Кырк-Кыз
Дождливый перевал 2170 м Дождливый перевал 2170 м
4 день/6 июля. - пер.Кырк-Кыз (3223м) - Кебюк-Суу - пер.2170м - Сары-Камыш - с.Анкелот - 41 км. С утра ясно, после 17 ч. дождь.

В 7 утра дождь и ранний подъем не удался. В 8 уже солнечно и ясно. Во время сборов мы были ошарашены появлением всадника, который со словами: "Ух! Я боялся не успеть!", соскочил с лошади, вынул две 1,5-литровые бутылки кумыса и стал нас угощать.
Сегодня по плану перевал Кырк-Кыз: 1.5 часа и еще 9 км подъема по сильно каменистой дороге. Вокруг настоящие альпийские луга c огромным количеством цветов, особенно маков, в тени рядом с дорогой уже иногда видятся снежные кучи.
Перевал довольно пологий, отмечен лишь турами из камней. Фотографируемся и попутно одеваемся, холодный ветер здесь силен.
На спуске почти сразу прокололся Дима, Костя остался его ждать, а мы втроем спустились пониже, где теплее. Через 5 км дорогу пересекла речка, прошли вброд по камешкам, и стали ждать ребят, запивая шоколадку кумысом :)
Спуск живописный, каменистая грунтовка тянется по ущелью вдоль реки. Места тут медовые в прямом смысле, очень много медоносных трав, что ощущается и по аромату, и по встречающимся пасекам.
Следующий перевал не имел названия, только высота. Взбираемся на него по неплохой грунтовке, но тут начинает моросить дождь. Пытаемся перекусить тем, что у нас осталось, дождь усиливается и превращается в ливень. Конечно мы промокаем насквозь, но делать нечего, крутим дальше по размокшей дороге. На перевале снова быстрое фото и аккуратный по возможности спуск вниз.
Без падений не обошлось, Костя очень красочно описывал потом свои злоключения в придорожных кустах :)
В долине редкие домики поселка Анкелот, надеялись его проехать насквозь, но встретилась непредвиденная трудность. Местные породы полностью состоят из глины, капитальной такой залипухи. Возможность передвигать велосипед исчезает через полметра, а поднять ноги с 5 см-слоем глины на подошве чуть дальше (такое ощущение, что сила тяжести на Земле резко возрастает ))))) Стало понятно, что ехать дальше нам сегодня не светит. Дождь не прекращается, срочно осмариваемся в поисках, где бы упасть. Ничего более подходящего, чем поляна рядом с дорогой и кукурузным полем не нашлось )).
Река из-за дождя превратилась в мутный бурный поток, в котором нам пришлось отмывать велосипеды от глины. Мокрый выдался день, льет сверху, и сами в воде.
Кекемерен

Перевал 1795 м Перевал 1795 м
Долина р.Кекемерен Долина р.Кекемерен
5 день/7 июля. -пер.1795м-р.Кекемерен-п.Кызыл-Курган-п.Арал. 68.3 км. С утра ясно, после 16 ч кратковременный дождь.

Выехали поздно, почти в 11, по жаре это просто кошмар, договорились все же вставать и выезжать раньше. Для начала взяли еще один безымянный перевал, который не успели вчера из-за глины. Перевал как ворота, сверху перекинут желоб для воды, необычная конструкция..
Спуск снова сильно каменистый, в конце пара бродов и абрикос, на который мы накинулись как саранча :)
Место, где наша речка вливается в Кекемерен очень красиво, а само ущелье еще поразительнее: отвесные красные скалы, огромные валуны осыпей приближаются к дороге, внизу в ущелье бурная с перекатами лазурно-белая река.
В п.Кызыл-Курган в ларьке закупились продуктами, из-за дождя замялись в поселке, зато договорились с местной жительницей почаевничать :) У них же оказалось можно купить огромные прямоугольные хлебы, самые вкусные из съеденных нами.
Грунты наконец кончились. По асфальту доехали до п.Арал.
Угольное ущелье и первые елки

Угольные склоны Кара-Кичи Угольные склоны Кара-Кичи
"Кривая" стоянка :) "Кривая" стоянка :)
6 день/8 июля. Арал-Чаек-п.Башканды-р.Кара-Кичи-подъем на пер.Кара-Кичи -ст.6 (выс.2930м). 64.5 км. Солнечно. К вечеру дождь.

До п. Башканды асфальт, потом свернули направо на грунты, и потянулась наверно самая ужасная дорога за весь поход.. Каменистая щебенка, гребенка.. Скорость упала до 3-4 км/ч, жарко, пыльно..
Второй раз возникла настойчивая мысль бросить все к чертовой матери, тряска невыносимая.. Но.. Все когда-то проезжается, и дальше покатилось как по маслу. Едем вверх, но зрительно кажется что уклон вниз.. Странно, но очень помогло :)
Первый раз увидели на склонах тянь-шаньские ели. Если попытаться описать ее, то это идеальная елка: густая, ветки начинаются низко, ровная пирамидальная форма, красавица одним словом.
Заехали высоко, по бокам на ступенях холмов черные пятна, как потом стало понятно, здесь расположены угольные разрезы. Запущено только и много брошенной техники, хотя народ какой-то присутствует. Живут в этом не сильно приветливом и темном от угля месте целыми семьями в вагончиках. Все это мы увидели вместо предполагаемого поселка Кара-Кичи.
Стало понемногу накрапывать, пора искать место под стоянку, но с этим как-то туго. Еловые места мы оставили позади, впереди только склоны и ручьи. На одном из таких мест и расположились. Это первая из наших высоких стоянок, высота 2930 м.
Готовили ужин уже под дождем, а спать пришлось, упираясь ногами в рюкзак, чтобы не сползти :)
Два грозовых перевала.

К перевалу Кара-Кичи К перевалу Кара-Кичи
Дождливая дорога с пер.Кара-Кичи Дождливая дорога с пер.Кара-Кичи
Оглядываясь назад. Забираемся на Терскей-Торпок. Оглядываясь назад. Забираемся на Терскей-Торпок.
На оз.Сонг-Кель На оз.Сонг-Кель
Вдоль оз.Сонг-Кель Вдоль оз.Сонг-Кель
Оз.Сонг-Кель Оз.Сонг-Кель
7 день/9 июля. высота 2930 м -пер.Кара-Кичи (3364м)-оз.Сонг-Кель -пер.Терсей-Торпок (3133м)-р.Сонг-Кель. 75.5 км. Пасмурно, грозы, +4+16.

Только успели собраться посуху, как пошел дождь. Видимо это уже становится верной приметой - впереди перевал.
Вкручиваем, бодримся как можем, но дождь не прекращается. Так все 460 м набора высоты и ехали, ну а потом вообще пошел снег. Перевал Кара-Кичи запомнится нам всем мерзко холодной и мокрой одеждой, ветром и замерзшими пальцами. Температура +4. Едва набрались терпения сфотографироваться на перевале и понеслись вниз. Каменистая грунтовка ведет к озеру Сонг-Кель.
Это высокогорная жемчужина Киргизии (высота 3016 м) оказалась весьма серьезной кузницей дождей. Мы ехали вдоль него довольно долго, и все это время озеро было покрыто темной завесой туч.
На берегу сильный ветер, к счастью после поворота дороги он стал попутным, и сырость прекратилась. Одежда под проглядывающим солнцем даже начала подсыхать.
К своему удивлению здесь мы оказались не единственными туристами. Навстречу нам крутили педали двое французов. Еще большее удивление вызвало их снаряжение: дорожные велосипеды, у одного прицеп, в котором находилась байдарка (!) (они двигались на перевал Кара-Кичи), у второго кроме двух секций велорюкзака, еще огромный баул.. В общем мы по сравнению с ними выглядели как инопланетяне.. :)
У первых встреченных юрт решили напроситься на чай, уж больно мы подзамерзли. Гостеприимные хозяева конечно не отказали нам в приюте: снова чай, лепешки, вкуснейшие сливки и масло :)
По нормальной грунтовке миновали озеро, на развилке ушли направо к перевалу Терскей-Торпок. Сначала небольшой, но крутой подъем, потом опять петляние.
Гроза, собиравшаяся над озером не оставалась на месте. Мы надеялись, что она нас минует, но при подъеме на перевал стало ясно - попадем. Было такое ощущение, что молнии бьют прямо над головой, грохотало знатно, все затянуло пеленой ливня. Наконец перевал, и второй раз за этот день мы промокли насквозь.
Опять судорожное фотографирование и фантастические 5 км вниз. Петли, камни, лужи, дождь и отмерзшие пальцы, холодно очень. Как всегда, стоило спуститься в долину - стало сухо. Лагерь в этот раз оказался в красивом и ровном месте - долина реки Сонг-Кель, притока Нарына.
Стремительно переоделись, приготовили еду, расползлись по палаткам. На все про все ушло лишь 1,5 часа :) Это неудивительно! Два холодных мокрых и даже со снегом перевала, встречный ветер, все это отняло немало сил.
Окончание первой трети похода.

Перевал Джаан-Булак (3018 м) Перевал Джаан-Булак (3018 м)
Гостеприимные хозяева! Гостеприимные хозяева!
8 день/10 июля. р.Сонг-Кель-пер.Джаан-Булак (3013м)-г.Нарын. 87 км. Ясно.

Довольно бодро докатили до перевала Джаан-Булак. Места очень живописные, обонятие кстати очень обострилось в этом чистейшем краю, травы пахнут непередаваемо.
Серпантин крутой, периодически приходится идти пешком. На перевале геодезическая вышка, которую мы облепили для основательности снимка ))
Спуск 9 км по сильно каменистой дороге, заканчивается мостом через реку, еще 10 км грунтов и выкатываемся на асфальт. Здесь много юрт, предлагающих как обычно кумыс и прочие вкусняшки. Заправились едой и чаем :)
Следующие 20 км вниз промелькнули на скорости 27-35 км/ч, жаль со встречным ветром :) Еще несколько подъемов, погода разгулялась окончательно и стало жарко. На развилке у стеллы с указанием города Нарын свернули направо и по отличному спуску через хребет можно сказать ворвались в Нарын. Жаль фотка этого скального въезда в город потерялась.
Нарын - низкий городок, зажатый в ущелье и вытянутый вдоль реки на значительное расстояние. Хотели найти пристанище в гостинице, помыться, но посмотрев номера, отказались. Администраторша, поняв, что останавливаться мы не собираемся, стала весьма неприветлива, так что даже отпало желание обедать в гостиничном ресторане.
Пообедали в кафешке, но как потом оказалось, за время обеда украли Валюшкин фотоаппарат. Обидно, настроение и впечатление о городке испорчено.
Закупили продукты и нашли местечко для ночевки на выезде из города.
Навстречу высоким горам. Ущелье Капчагай

Ущелье Капчигай Ущелье Капчигай
У Карагомана У Карагомана
9 день/11 июля. г.Нарын - Эки-Нарын - р.Кичи-Нарын. 95 км. Ясно. +33

Ночью прошел сильный дождь, но с утра солнце. Собрались быстро и выкатились по щебенке. Долина Нарына широкая, сплошь травяные поля. В одном месте углядели табличку, что здесь располагается заказник редких растений: лука Семенова и барбариса Кашгарского, который растет лишь на Тянь-Шане и некоторых районах Китая.
После п.Дебель дорога стала получше, впереди появились снежные вершины, нам к ним..
Мы ушли от Нарына по его притоку Малый Нарын. Через несколько километров реку сжимает ущелье Капчигай. Это одно из самых живописный мест пройденного маршрута. Забираемся высоко, приходится нередко заталкивать велосипед вверх, просто обливаясь потом.  Лопаем сникерсы и пьем сладкую воду для поддержания сил. Но виды сказочные. Каменистая дорога вьется по краю обрыва, мостами перекидывается с одного берега на другой, внизу шумит стремительная река. Иногда дорогу преграждают осыпи, иногда  чистейшие ручейки. На скалистых склонах умещаются темные ели. Каждый поворот - новый потрясающий вид.
Пройдя ущелье река снова оказывается в долине, местами заболоченной. Стоит остановиться, и тут же нападают толпы голодных комаров. Лучше ехать :).
Сегодня по плану 72 км, но потом оказалось, надо проехать еще 20 до стоянки. Подустали, но проехали, и даже быстро, хотя и набрали сегодня 1500 м.
На этом отрезке опять встретили путешествующих, на этот раз американцев, катящихся неспешно в сторону Китая.
Лагерь разбили на р. Карагоман. Своеобразие ее в том, что в ней огромное количество песка в виде взвеси, отчего река имеет седой цвет. Соответственно и наша еда и чай содержали немалое его количество :))
Ночь прекрасна. Вокруг цирк из снежных пиков и яркая Луна..
Горячие источники Джилусу

Впереди горячие источники Джилусу Впереди горячие источники Джилусу
Форсирование реки Форсирование реки
Горячие источники Джилусу Горячие источники Джилусу
Впереди горячие источники Джилысу Впереди горячие источники Джилысу
Высота 3517 м Высота 3517 м
10 день/12 июля. р.Карагоман-р.Болгарт-горячие ист.Джилусу -подъем на пер.Тон-ст.10 (выс.3517м). 37.8 км. Солнечно.

Хорошо катится по дороге, места красивейшие, кругом уже почти все вершины имеют снежные шапки. Сначала вдоль р.Болгарт, а потом ушли на р. Джилусу. Она и Бурхан при слиянии образуют Болгарт.
На этой реке находятся известные горячие источники Джилысу. Для нас это был повод немного передохнуть перед тяжелым подъемом, и конечно помыться.
Помыться - это конечно громко сказано. Температура воды +70, очень пахнет сероводородом, выделяющимся между камней в купальне. Кое как помылись, но эффект был отличный. Усталость как рукой сняло. Заодно приготовили обед, чай, попили купленного тут же кумыса.
Пока намывались, Дима ходил на разведку. В результате переодевать обувь и грузить рюкзаки на спину надо сразу сейчас, нас ожидает конная тропа.
В 15.45 выдвинулись на подъем. Первые 200 м набирали по сплошному азимуту по склону под углом 40-45 град., идти трудно и тяжело. Далее путь пересекает бурная речка. Метров 100 ниже виден мост, скрытый высокими берегами, а потому пропущенный нами. Мысль о спуске и последующем подъеме вызывает мурашки, поэтому ребята навели переправу в виде веревки и перенесли все вещи и велики. Мы с Валей решили не мочить ботинки, помня о завтрашнем перевале, а спуститься-таки налегке до моста.
После переправы еще метров 40 набора по склону, а затем выбираемся на конную тропу (бывшую дорогу). Идти становится полегче, да и когда приноровились к весу рюкзака, велику рядом, с разговором стало терпимо. Дорога сильно каменистая, но велик вести можно.
Кругом сплошные альпийские луга, те самые, настоящие альпийские луга, синие герани-незабудки и желто-оранжевые маки, буйство цвета.
На 3400 м решаем немного передохнуть, съесть по сникерсу, да и одеться, холодает. Ребята где-то впереди. Только выдвинулись с Валюшей вперед, навстречу Дима, сказал, что уже стоянка рядом, взял у Вали рюкзак, у меня велик, осталось и правда пройти всего метров 200.
В этот раз стоянка оказалась на высоте 3517 м, на поляне, окруженной с двух сторон речками.
Перевал Тон. По снегу в июле.

Вид с перевала Тон (4023 м) Вид с перевала Тон (4023 м)
Еще три петли и перевал Тон (4023 м) Еще три петли и перевал Тон (4023 м)
Перевал Тон (4023 м) Перевал Тон (4023 м)
Снежный спуск с пер.Тон Снежный спуск с пер.Тон
По долине к Иссык-Кулю По долине к Иссык-Кулю
11 день/13 июля. высота 3517 м-пер.Тон (4023м)-Боконбаевское -Каджи-Сай-ст.11 (Иссык-Куль). 61.6 км.

Этот день был очень длинный. Встали рано в 6.30 и уже в 8.15 закинули рюкзаки на спины. До перевала набирать более 500 м высоты пока солнечно, что дальше неизвестно, погода меняется на высоте быстро.
Сначала по тропе, потом она вдруг исчезает и оказывается порядка 50 м выше нас, скорее всего снесена осыпями. Карабкаемся, но сил не хватает, поэтому поднимаем сначала рюкзаки, потом велосипеды. Сегодня они на нас поездят.
Вокруг потрясающие, поражающие виды снежников, курумников, ковры цветов. Не знаешь куда и смотреть, и как все это запомнить! Фотографии показывают лишь тень от настоящей красоты этих мест. Простор, величие, ароматы невозможно запихнуть в рамки пикселей.
На высоте выше 3800 м травы исчезают, кругом только камни и снежные языки. Велокомпьютеры не успевают отмечать нашу скорость, настолько она мала.
3 км до вершины шли 2,5 часа. На подходе к перевалу нас накрыла туча с градом. Еще несколько десятков метров, и вот он - перевал Тон.
Везде глубокий снег, ходим проваливаясь, нафотографировались конечно. Весьма непривычно, что все вокруг белое в июле :)))
Долго не засиживались, опасаясь изменения погоды. Насколько хватает взгляда - серпантин, покрытый снегом, внизу под перевалом, как в чаше несколько ледяных озер, но все равно голубоватых.
Дорога непроста: почти вся покрыта снегом со льдом. То, что не скрыто под снегом - гравий, напитанный водой, а периодически дорога просто исчезает - снесена снежными языками. Ну и склон градусов 60, что тоже добавляет адреналина.
Выстроились в ряд: Дима, я, Валя, Виталий, Костя. Первый тропит по колено и выше снег, я по возможности уминаю и т.д. Идем медленно, на спине рюкзаки, а велосипеды можно сказать частенько тоже висят на нас. Главное не соскользнуть вниз. Ноги быстро промокают и леденеют, снег засыпается в ботинки, довольно быстро перестаешь на это обращать внимание. Снежный язык чередуется с таким же мокрым гравием, который расползается под ногами.
Самое опасное это лед, который не разбить ботинками, проходили такие участки опираясь на вмерзшие камни, и все равно в мозгу холодит. 30 метров сбрасывали ровно час.
Таких языков было 6 или 7 в начале спуска, после дорога просто шла по краю снежной насыпи, ну а со сбросом высоты превратилась в мокрую каменистую гравийку.
Нам повезло, самый сложный участок прошли при отличной солнечной погоде. Внизу у озер наблюдали пеших туристов, идущих на пешеходный и более крутой вариант прохода через перевал, но с погодой им повезло меньше, так как начался дождь со снегом.
Нас подмочило еще и сверху, но к счастью ненадолго. Весь снег остался на перевале, а дождь, обогнав нас, унесло вниз по долине. Остальная часть спуска прошла при самой солнечной погоде и заняла 4.5 часа.
Дорога правда тоже нам сильно запомнилась своим мозгосотрясением: крупная сыпучая щебенка с большими камнями и песками, плюс гребенка. Бедные велосипеды, досталось им сегодня по полной. Так и скакали до самого асфальта.
Чем ниже, тем ощутимо жарче становится с каждым поворотом, на асфальте уже обливались потом. Надо думать, скинулись с 4023 до 1700 м.
Когда мы с Валей доехали наконец до асфальта, оказалось, что Дима прокололся, да еще как, большой порез покрышки на бутылочном стекле, закон подлости. Поставил запасную. Попытка решить проблему в автомастерской результата не дала, остается надежда на магазин в дальнейшем.
За полчаса докатили до п.Бокомбаевское, пообедали в кафе, закупили продуктов. Теперь наш путь вдоль Иссык-Куля. Огромное озеро со слабосоленой водой. На противоположном берегу угадываются такие же снежные вершины.
Найти место под ночевку оказалось непросто, с водой напряженка, редкие ручьи и речки пересохли, а где вода все же есть, полно людей.
Наконец нам повезло, напросились на территорию строящегося то ли кемпинга, то ли парка развлечений, то ли все вместе, в сумерках уже не разобрать, как в стране чудес.
День на выдохе.

12 день/14 июля. Иссык-Куль -Чичкан-Каракол. 108 км. Переменно, дождь, встречный ветер.

Собирались очень долго, чувствуется всеобщая расслабленность. Завтрак, купание, сборы, осмотры велосипедов. Потом снова проколы прямо на выезде, в 12.30 только сдвинулись наконец в путь.
Попутный утренний ветер поменялся на встречный, чем немало осложнил наше передвижение. Четкой задачи на сегодняшний день не определено, так как идем с опережением графика в полдня. Вроде едем до Чичкана, это около 40 км, где по графику намечалась дневка.
В реальности проехали 52 км, время 16 ч, погода явно портится, а в Чичкане делать нечего, очередной придорожный поселок, место для дневки явно неподходящее. Звучит задача ехать до Каракола, это еще 58 км. При начинающемся дожде это звучит как приговор. Такая смена планов неожиданна, а поздний выезд и расчет на небольшой пробег нарушены, вызывая раздражение.
С таким настроением на "подъеме" промчали почти 30 км со скоростью больше 25 км/ч, что спасало от замерзания под дождем. А дождь старался вовсю.
За 15 км до города силы меня покинули, едва докрутила, спасибо Валюше за поддержку.
Вопрос о ночевке решился категорично - сохнем в гостинице. На вьезде в город нашлась "Азия", где нас разместили с комфортом, а Косте удалось сбавить цену за постой чуть ли не в половину.
Душ, обильный ужин в кафе - хорошее завершение тягуче мокрого дня.
В поисках дневки. Иссык-Куль.

Вдоль дороги Вдоль дороги
13 день/15 июля. Каракол - Ананьево. 100.3 км. +25+30, солнечно.

Едется хорошо, только солнце жарит как всегда на асфальте. Сегодня задача найти подходящее место для дневки. До планируемой Григорьевки оказалось не 130 км как по графику, а больше 160, так что дневку нужно организовывать раньше.
Мы объехали озеро по восточной стороне, перевалив с южного на северный берег. Разница очевидна. Больше поселков, трафик увеличился, берега застроены пансионатами и кемпингами разной степени комфортности. Виды чем-то напоминают крымские.
Попытка спуститься на пляж оказалась в итоге не сильно удачной: много отдыхающих, болотина какая-то и много мусора. Поужинали разве что в кафешке.
На 90 км у Валюшки прокол, да не один как оказалось, правда не сразу, а поочереди. Провозились около часа. Уже в закатном солнце резво въехали в п.Ананьево, где местные указали гостевой дом.
Гостевой дом "Азия" (опять :) ) - это двухэтажное здание бывшего банка с необходимым минимумом удобств, в т.ч. со стиральной машиной. Конечно мы ей воспользовались, загрузив работой на большую часть дня.
За чаем долго рассматривали карты. Горы, горки, ледники.
Дальнейший путь по результам обсуждений имеет несколько вариантов:
1. Перевал Сев.Аксуу (4053 м). Сложность в отсутствии дороги, только конная тропа, крутой подъем, сброс по леднику на 400 м, броды.
2. Перевал Кок-Айрык (3889 м). Автоперевал. Машины вроде проходят.
3. Асфальтовый прогон вдоль Иссык-Куля.
Есть над чем подумать, тем более после перевала Тон. В итоге определилась следующая расстановка сил:
Дима и Костя идут все-таки по графику на Аксуу, поднимаясь к нему по Григорьевскому ущелью, остальные через перевал Кок-Айрык.
Чтобы не гнать всю дорогу по асфальту, мы решили сделать небольшую петлю: подняться по Семеновскому ущелью до перевала Кек-Бель (2375 м) и спуститься по Григорьевскому ущелью обратно на асфальт. Дальше прогон до п.Чон-Сары-Ой и вверх на основной перевал. В долине Чонг-Кемин встречаемся в обговоренном месте с нашими ребятами и дальше снова вместе.

14 день/16 июля. Дневка.
Полное расслабление. Ребята днем пошли загорать и купаться на озеро, катались на лодке. А я осталась в доме, занималась приведением записей в порядок, рассматриванием карт и составлением графика на следующие несколько дней, а также развешиванием постиранной одежды :)
Вечером, обломавшись с кафе, купили продуктов и приготовили ужин сами.
Пока я готовила, ребята решили исправить восьмерку на Валином велосипеде, и в 9 часов вечера все наши планы рухнули - обнаружилось, что на треть треснул обод заднего колеса... Думаю описывать состояние команды нет смысла.
В результате обсуждений пришли к единственно возможному варианту: кто-то из ребят едет в Бишкек и пытается найти новое колесо, иначе Вале придется  закончить поход. Жребий выпадает Диме.
В таком настроении, когда планы снова приходится менять, озаряет мысль. Раз у нас получается вынужденная вторая дневка, нужно провести ее с пользой.
Проедем часть задуманного мной маршрута, только налегке, пара красивейших ущелий и перевал. Дима предоставил Валюшке свой велосипед. Настоящая радиалка.
Радиалка по ущельям.

Матрас на перевале Кек-Бель Матрас на перевале Кек-Бель
Григорьевское ущелье Григорьевское ущелье
15 день/17 июля. Ананьево-Семеновское ущ.-пер.Кек-Бель (2376м)-Григорьевское ущ.-Ананьево. 62.8 км. Солнечно.

Рано утром Дима уехал на такси в Бишкек, а мы вчетвером выкатились по задуманной вчера схеме. В п.Семеновка есть указатель "Кыркын" к ущелью. Дорога стандартная - укатанная щебенка, трясет, но налегке ехать несравнимо приятнее. Непосредственно перед ущельем шлагбаум, оказывается въезд платный по 250 сом с человека, но удалось сторговаться по 50.
Дорога сильно забирает вверх. Видно, что место туристическое, встречаются прокаты лошадей и мальчишки, предлагающие сфотографироваться с хищными птицами. Птицы не ручные, их ловят, и они попадают в своеобразное рабство на сезон, осенью их выпускают, а весной все повторяется.
Перед нами развилка, вправо дорога уходит на высокий перевал, даже издалека виден густой серпантин на склоне, а нам налево к перевалу Кек-Бель. Он соединяет два ущелья и сам по себе довольно красив. С него открывается замечательный вид на долину р.Чонг-Суу. Сходили на один из холмов, посмотрели вблизи знаменитые ели, а приехавшие на машине местные жители из Кара-Балты угостили нас черешней. День определенно задался :)
На подъезде к перевалу попались на уловку местного жителя, завлекшего нас к себе на чай и вкусняшки. Так и пообедали.
Погода хорошая, катится тоже, желудки полные.
В конце увлекательного спуска прокол в Валюши, в этот раз 4 подряд, провозились немало, поглядывая на набегающие тучи.
Григорьевское ущелье оказалось чрезвычайно красиво: голубоватая бурная река с перекатами несется наперегонки с дорогой, нависающие отвесные скалы с обеих сторон, темные тяжелые ели. Дорога очень каменистая, несмотря на то, что ее поддерживают в приличном состоянии. Впечатление портит лишь сильная загрузка туристическими приманками: юрты, прокаты, палатки, шашлыки, лотки с кумысом и медом и т.п. на каждом из многочисленных поворотов. Базар какой-то!
По итогу радиалка весьма удалась.
В полночь приехал Дима с НОВЫМ колесом. Это огромный подвиг в воскресенье! Рассказ о его приключениях в Бишкеке занял немало времени, но главное результат перед нами! Завтра в дорогу!
Подбираемся к крайним перевалам.

Подбираемся к началу серпантина вдоль р. Орто-Кой-Суу Подбираемся к началу серпантина вдоль р. Орто-Кой-Суу
Стоянка в начале подъема на Кок-Айрык Стоянка в начале подъема на Кок-Айрык
16 день/18 июля. Ананьево-Григорьевка- Чолпон-Ата - Чон-Сары-Ой - р.Орто-Кой-Суу (высота 2150 м). 78 км. Солнечно.

Уже с утра становится жарко. Ехать по побережью и в горах две большие разницы.
Сегодня группа разделяется на несколько дней, чтобы пройти через хребет Кунгей-Алатау сразу двумя перевалами. До Семеновки едем вместе, Дима и Костя, бывший в обоих ущельях, решили подниматься снова по Семеновскому ущелью, так легче даже при наличии перевала Кек-Бель. Пожелали друг другу удачи и поехали каждый своим путем, скоро увидимся снова.
60 км дороги запомнились только жарой, большим трафиком и унылостью. Хочется скорее доехать и свернуть в горы.
В Чон-Сары-Ой купили все нужные продукты, кроме сухофруктов, пообедали или уже поужинали в кафешке.
Вот и нужная дорога, заходящее солнце слепит глаза, конечно камни, конечно вверх и без всяких серпантинов, вверх, значит вверх, прямо в лоб и так 7 км.. Ужасть, опять думается, какого фига снова в эти горы, побурчишь для вида, зато легче :) Чем выше, тем больше пешком, не любит велик ехать резко вверх, да и камней слишком много.
После такого карабкания начался все-таки серпантин, но проехали лишь несколько петель, уже начинает темнеть. Встали в единственном доступном нам сейчас месте для ночевки, как можно ближе к воде. А так река течет глубоко внизу в ущелье, и к ней не спуститься.
В итоге: за 8 км 500 м набора высоты, 2.5 часа.
За палаткой шумит река, на этот раз Орто-Кой-Суу. Напились чая, полюбовались ночным видом и игру огоньков на побережье, полистали фотографии и спать. Завтра непростой день, до перевала еще километров 25 и набор высоты 1700 м. Идти много, хочется добраться хотя бы до высоты 3500 м.
Подъем длиной в день. Ледниковый период.

Через завал Через завал
Настигает гроза Настигает гроза
Начало реки Орто-Кой-Суу Начало реки Орто-Кой-Суу
Снегопад Снегопад
Ледяная палатка Ледяная палатка
17 день/19 июля. Подъем к пер.Кок-Айрык: высота 2150 м-высота 3500 м. 18 км. Пасмурно, дождливо, переменно, снег, град, -2+16

На тенте палатки нет конденсата, что вероятнее всего говорит о том, что солнца нам сегодня не видать. Так и есть, небо затянуто облаками.
Сварили кашу, чай, собираемся быстро.
Стоило начать подъем, как начал моросить дождь. Хотя ехать постоянно не получалось, но за час и 5 км набрали почти 500 м. Двигаемся неторопясь, и снова 5 км еще плюс 500 м высоты.
Места тут дикие, только пасутся редкие стада коров. Дорога очень каменистая, частенько осыпи из огромных валунов. На 11-ом километре подъема сильный обвал, засыпало почти 100 м дороги, пришлось переносить велосипеды и рюкзаки отдельно. Перекусили и дальше.
Подъем постоянный и заметный, вокруг высятся скалы со снежными верхушками, иногда видны языки ледников. Трав здесь намного меньше, чем на такой же высоте перевала Тон, а цветов и вовсе почти не видно.
Прошли отметку 3241, она примечательна тем, что здесь сливаются Орто-Кой-Суу и ее приток Тейу-Тер, и поставлен металлический мост с памятной гравировкой о создателях моста :) Установили его за 12 дней. Спасибо огромное бригаде строителей :)
Поднимаемся выше по сужающемуся ущелью. По обе стороны плывут облака, периодически скрывая от нас окрестные скалы. На очередном витке серпантина облака скрывают и нас, становится ощутимо холодно, плюс сильный ветер в спину. Через некоторое время облака рассеялись, и мы увидели справа небольшую долину, увенчанную водопадом.
Время 16 ч, высота 3500 м, набрали сегодня 1350 м, вполне достаточно для ходового дня, тем более, судя по карте, мест далее под стоянку почти нет, и подходов к воде тоже.
Слышится гром, и наши сомнения ставиться или нет отметаются моментально. Ставиться,  и чем скорее, тем лучше. Спустились к реке, началась морось и тут же сменилась градом, да еще каким. Светопредставление! За 10 минут все вокруг покрылось слоем ледяных кругляшек, температура резко упала до +6, руки замерзли моментально. Такими руками разбирать палатку одно мучение, но так быстро я наверно еще ни разу ее не ставила.
Почти 40 минут в палатке отогревала руки, потом одела на себя всю теплую одежду и залезла в спальник. Грохотало оглушительно, и даже через спальник были видны отсветы молний. 1,5 часа провела как гусеница в коконе, в дреме укрывшись с головой.
Около 19 часов проснулась, сквозь боковую сетчатую часть стенки видно, что сразу за тентом все белое, и ровно в бок сильно задувает ветер. Состояние апатичное какое-то, понимаю, что надо вылезать, обложить тент камнями, иначе ночью дубак будет, и тепло, ой как не хочется покидать. Непонятно, что творится снаружи. Резко подорваться пришлось из-за мысли о том, что Валя с Виталиком поставились почти у ручья, что с ними?
Отрыла со скрипом ото льда тент и удивилась: небо совершенно ясное, солнце еще золотит вершины скал, холодно и настойчивый ветер. Оглянулась на палатку ребят и не увидела ее на положенном месте. Глядь, они выше меня по склону метрах в 20.. Да, их стало подтоплять и пришлось под такой снежной грозой переносить палатку и вещи. Жуть.. На мой зов отозвались, но замерзли. Одела две пары перчаток, разогнала горелку для чая - надо отогревать! За это время, чтобы не замерзнуть ночью от холода, поразбирала близлежащий курумник и обложила тент плотным слоем камней.
Чай пили, согнувшись в три погибели в одной палатке. Заодно убедила обоих выпить Терафлю от простуды. Чай чаем, но есть надо. Приготовили макароны с сублиматами. За это время также обустроили палатку ребят. Ночь будет холодная, вызвездило знатно, видно Млечный путь...
Снежный перевал Кок-Айрык

Долина р.Чонг-Кемин Долина р.Чонг-Кемин
Позади перевал Кок-Айрык Позади перевал Кок-Айрык
И снова снежная дорога.. И снова снежная дорога..
18 день/20 июля. Высота 3500 м-пер.Кок-Айрык (3889м)-р.Чонг-Кемин. 36 км. Снег, переменно. +4+18

Проснулась раньше будильника, интересно, что на улице. За бортом ясно, но солнце еще за скалами, ночью был минус, поэтому трава хрустит, а вода в ручье во льду.
Разбудила ребят, надо быстро собираться, так как погода изменчива, успеть бы на перевал. Пока грелась вода, сходила на водопад. Чудное зрелище: водопад сбегающий прямо с ледника. Идти непросто, холод, лед и высота дают о себе знать, дыхание с некоторой одышкой.
Попили просто чай, без варки каши, хочется убраться поскорее с этого гостеприимного холодильника.
Ровно в 9 вышли на маршрут, и опять начинает накрапывать, вот не кстати-то. По мере того, как отходим от стоянки, становится все темнее, и нас уже накрыло снежной тучей. Не видно ничего, только немного дороги. Ежики в тумане. К счастью ненадолго.
По высоте нужно еще набрать метров 300, снег все-таки закончился и небо совсем расчистилось.
Мы мотали немыслимые петли по серпантину, обозревая неземной ландшафт. Скалы со снежными шапками, разделенные огромными языками ледников; покатые, как будто специально разровненные склоны, припорошены поземкой. Многочисленные ручьи постоянно пересекают дорогу, скапливаясь лужами подо льдом. Из снежных склонов словно зубы дракона торчат островерхие останцы. Красиво, сурово, холодно, безжизненно. Камень, лед и вода.
С появлением солнца стало припекать, без очков двигаться совершенно невозможно. От самой теплой одежды постепенно избавляемся.
Петли, петли, камни, бесконечные камни на дороге. Ближе к перевалу снова увидели брошенную технику и бытовки.
До недавних пор эта дорога имела немалое значение: два перевала (Алматы и Кок-Айрык) соединяли Алма-Ату и Иссык-Куль. Но с введением границ между Казахстаном и Киргизией смысл дороги утратился и ее забросили. Ну а вода, снег и осыпи быстро сделали свое дело.
Перевал виден издалека: между двух скал стоят железные ворота со знаменательной надписью о большом значении данной дороги. Какая ирония..
Эти ворота как магнит притягивают наши взгляды. Последний перевальный взлет и мы у цели: 5 км, 389 м набора, 2 часа пути.
Серпантин на спуск издалека кажется простым, но как это обманчиво. Реальность оказалась гораздо суровее.
Опять камни разных калибров, несколько участков с глобальными завалами, где нужно переносить вещи раздельно, но даже и это тяжело сделать. Не говоря уже о снежных языках и воде. В паре мест пришлось тропить снег, и почти на попе спускаться на следующую петлю серпантина вместе с великом. Такого множества "тропений" как на Тоне здесь не было, но сложностей оказалось намного больше в виде каменных завалов и живых осыпей. Устали все, снова пошел дождь, потом снег, снова дождь, все в одном флаконе.. Было видно как тучи, несущие непогоду, клубами переваливаются через перевал.
Ноги давно уже промокли, но на это уже никто не обращал внимание.
Каменистые осыпи продолжались весь спуск, все 20 км.
10-ти километровый серпантин перешел в петляющую дорогу вдоль ущелья реки. По странному совпадению, река и с этой стороны перевала имеет тоже название.
Желанная долина р.Чонг-Кемин была видна давно, этакое зеленое пятно на фоне снегов. Сейчас эта долина почти перед нами и вся скрыта низкими облаками, там явно идет дождь, не прибавляя нам настроения. Но пока мы спускались, облака немыслимым образом исчезли, и к нашему выезду в долину там уже все было залито солнцем. Попутно успели починить сломанную стойку моего багажника, просто рекордно быстро :)
Виталику огромное спасибо за помощь, ожидания, у нас получилась очень слаженная команда за эти несколько дней.
Еще не было 16 ч, как мы выкатились на грунтовку вдоль реки. Главное быть внимательными, чтобы не угодить в сурковую нору.
До намеченной точки Х, где мы должны оставить отметку о своем успешном прохождении, километров 10 и на нашем пути два брода. Местные пастухи заняли первые места на склоне, чтобы понаблюдать за переправой :)
Течение сильное, дно из валунов. Если первый брод перешли довольно быстро, то второй оказался посерьезнее, река пошире. Скажу честно, если бы Валя с Виталиком не подхватили меня за руки и не перевели как маленького ребенка, унесло бы течением :)
Хоть вечер и солнечный, но ветер холодный. Остановились у намеченного места лагерем в надежде, что может Дима и Костя догонят нас сегодня.
Тяжелый день закончен успешно!
Чонг-Кемин

По микроперевалам По микроперевалам
Долина р.Чонг-Кемин Долина р.Чонг-Кемин
Выезжаем из долины р.Чонг-Кемин Выезжаем из долины р.Чонг-Кемин
Оз. Джашил-Кель в долине Чонг-Кемин Оз. Джашил-Кель в долине Чонг-Кемин
Выезд из долины Чонг-Кемин на трассу Выезд из долины Чонг-Кемин на трассу
19 день/21 июля. Стоянка -р.Чонг-Кемин-Новороссийка- Кызыл-Октябрь. 96.6 км, солнечно, холодный ветер.

В этот день предстояло путешествовать по долине реки Чонг-Кемин и в итоге выбраться на асфальт.
Долина прекрасна: склоны с левой стороны покрыты красавицами-елями, с правой травянистые холмы.  Бурная холодная река с чистейшей водой то течет по широкой пойме, то встречая преграду из скал, с огромным напором устремляется с узкое русло, прорезая себе путь в глубоком каньоне.
Пастбища, луга, поляны, все наполнено медовым запахом цветущего клевера, дышишь и не можешь надышаться.
Дорога - укатанная грунтовка. Эти 50 км мы наслаждались всем, погодой, дорогой, окрестностями. Едется отлично еще и потому, что это редкий день, когда все время под уклон. Ну почти все время, исключая несколько микроперевальчиков, один даже с серпантином :) Как раз на нем нас догнали Дима с Костей. Целый час ушел на обмен впечатлениями :)
Когда выехали на асфальт, поехали побыстрее. Горы то отступали от дороги, то снова подступали вплотную, и наконец долина закончилась, о чем свидетельствовали ворота. Впереди трасса на Токмок, конечный пункт нашего прописанного маршрута.
Ужин в придорожном кафе и ночевка еще через почти 50 км над п.Кызыл-Октябрь.
Токмок - Бишкек - Алма-Ата

Стоянка над п.Кызыл-Октябрь Стоянка над п.Кызыл-Октябрь
20 день/22 июля. Кызыл-октябрь-Токмок-/авто/-Бишкек-/авто/-Алма-Ата. 62 км. Солнечно.

Поднялись рано, день обещал быть солнечным. Высота уже не та, так что жара навалится скоро. Не слишком впрочем торопясь, к 11 уже были в Токмоке. Пообедали, на автовокзале договорились с подброской до Бишкека, это порядка 70 км.
Об этом ничуть не пожалели: трафик огромный, жарко, да и водители гоняют не хуже абхазских, сердце только успевало замирать.
В Бишкеке ребята помотались по городу в поисках дешевых велотоваров, а мы с Валей ждали их на автовокзале. В 17 часов наконец собрались, нашли микроавтобус до Алма-Аты и в путь. В 21 ч мы снова оказались на знакомом автовокзале "Сайран" и заселились в гостиницу. Устали очень.. Спать..
Алма-Ата

Вознесенский собор Зенкова, Алма-Ата Вознесенский собор Зенкова, Алма-Ата
Парк Первого президента. Алма-Ата Парк Первого президента. Алма-Ата
21 день/23 июля. Алма-Ата, осмотр города/Большое Алматинское оз. 47/100 км

День относительного отдыха. Мы разделились: ребята прокатились в сторону Большого Алматинского озера, чем остались довольны.
Мы с Валюшей объездили примерно четверть города, увидели немало:
Вознесенский собор, один из девяти памятников деревяного зодчества, построенного без единого гвоздя. Этот собор выдержал 10 бальное землетрясение.
Мемориальный парк 28 героев-панфиловцев,
Канатную дорогу на Кок-Тюбе увидели лишь начало, так как с велосипедами прокатиться нет возможности.
Парк первого президента Казахстана, царство фонтанов.

Пока катались по паркам, встретили велосипелистов, разговорились. Они сказали, что на следующий день в городе пройдет велопробег в поддержку казахского велогонщика Винокурова, получившего травму на гонке Тур де Франс. Конечно мы захотели присоединиться, все равно самолет у нас вечером.
Велопробег и непростой отлет домой

Велопробег в Алма-Ате Велопробег в Алма-Ате
22 день/24 июля. Алма-Ата, велопробег, аэропорт. 47 км.

С утра приехали на место сбора, познакомились с членами местного велоклуба, замечательные люди :)
Велопробег прошел быстро, так как дистанция была всего 10 км по центральной улице города с сопровождением машин ГАИ. Участвовало около 150 человек. Потом были речи в поддержку гонщика, фотографирования и т.п, в общем очень душевно все прошло.
Ну а далее гостиница, сборы, и выезд в сторону аэропорта.
Неспешно собрали велосипеды, пришли к стойке регистрации.. и тут начался пипец: нас заставляют платить за велосипеды независимо от того, сколько у нас багажа.. Мы в шоке, потому что сюда летели той же авиакомпанией Transaero, и специально узнавали: если нет превышения положенных 20 кг, то велосипед идет как багаж.
Наши слова представитель как не слышала, подсовывая нам под нос свои бумажки с тарифами.. Регистрация тем временем шла полным ходом.. Мы убеждали, ругались, уговаривали, но.. платите и все тут. А главное, были бы у нас деньги, может быть мы бы и не стали упираться, но денег 800 тенге/кг у нас просто не было...
Дима не уступал, а мы стояли в обороне. К счастью, у Димы сохранился номер московского представителя авиакомпании с времен поиска рюкзака. По телефону он подтвердил, что мы не должны ничего оплачивать, но местная дама ему почему-то не верила, а твердила свое. Так прошел почти час, и на стойке регистрации осталось нас четверо (Костя летел в Самару на следующий день).
Все устали, взвинчены, регистрация почти закончилась, положение патовое. Тут один из тех, кто занимался багажом сказал, мне кажется, решающие слова о том, что ему надо закрывать и отправлять багаж... Несколько минут усиленного скрипа мозгами, и нам кивают головой, ставьте велики на весы, проверим вес.
Даже со всеми вещами, что были заткнуты в велосипеды, чехлы не превышали положенных 20 кг. Велосипеды опечатали, заставив Диму написать заявление о том, что он обязуется оплатить велосипед по прилету (бред..), и нас наконец зарегистрировали. Вот так экстравагантно мы улетели из Алма-Аты. Подергались конечно знатно.

В общем маршрут пройден полностью и даже с вариантами. Великолепие гор Киргизии покорило всех! Уже хочется снова туда вернуться!
Спасибо огромное организатору и участникам, что такой потрясающе красивый маршрут состоялся!

О разном.
Документы

Для приезда в Казахстан и Кыргызстан достаточно российского паспорта.
В Казахстане, если планируете находиться больше 5 дней, необходима регистрация. Чаще всего это делает гостиница, но проблемы с этим не исключаются, так что узнавать в гостинице нужно об этом сразу.
Документы в населенке лучше держать всегда при себе. Забыв об этом, мы прождали пару часов, пока нам их не привезли, когда нас остановили на посту ДПС. Без предъявления документов всеми нас не отпускали.
Заброска/выброска

До Алма-Аты проще добираться самолетом. При выборе авиакомпании стоит сразу выяснить вопрос провоза велосипеда. У ТрансАэро он входит в положенные 20 кг багажа, доплачивать за него не нужно.
Из Алма-Аты до Бишкека, из Токмака машину для подброски проще всего найти на автовокзале.  Можно торговаться, часто идут на уступки.
О еде.

В поселковых магазинах можно купить большинство продуктов, хотя в дальних выбор и ограничен.
Хлеб чаще всего пекут сами, его можно купить у местных жителей, если спросить.
Тоже касается кумыса. Кумыс везде разный, но все равно вкусный.
Киргизы - народ очень гостеприимный, не было случая, чтобы нам отказали с просьбе погреться, попить чая. Обычно на столе чай, лепешки, кумыс, вкуснейшие сливки, масло.
Фрукты в это время - абрикосы (встречаются одичавшие деревья, плоды которых не менее вкусные), вишня, черешня, яблоки.
В крупных поселках большое количество кафешек. Стоит учесть, что много жирных и острых блюд, так что аккуратнее с желудком :)
Очень вкусный чай, что черный, что зеленый под названием BetaTea, выпили его немало.
По пути часто попадаются душистые растения, которые делают чай вкуснее: чабрец, душица и супер растение зизифора с отменным ментоловым вкусом.
Поломки, проколы

Проколы:
Дима - покрышки Racing Ralf - 9
Валя - .... - 10

Поломки:
Треснул обод задн.колеса, Валя (13 день)
Стойка багажника, Таня (18 день), починили за 15 минут.
Эксцентрик пер.колеса, Костя (21 день)
Велосипеды, покрышки, багажники

Merida 500V + Fox + Schwalbe Hurricane (падения в спусках на мокрых грунтах)
Merida TFS 900-V + Schwalbe Racing Ralph 2.25"? - (9 проколов)
Merida mission 500D (аморт X-fusion LR) + UST Shwalbe racing ralf + rocket ron
TREK 6700 d + Shwalbe Marathon plus ATB
Cube LTD Race (2010) + родные покрышки - (10 проколов)

Багажники: Тубус, TranzX, консольный.
Рюкзаки ПИК99 - 45+заплечный, 65, 85 л.